9 сентября, в рамках проекта «Комиксы. Backstage», в читальном зале Центральной библиотеки прошло первое занятие и презентация выставки комиксов.

Участники встречи узнали, как появились и менялись со временем комиксы. История рассказывает, что человечество с ранних времен использовало иллюстрации для создания связного повествования, будь то египетские иероглифы, греческие фрески или средневековые гобелены, но история комиксов в современном понимании этого слова берет начало в середине ХVIII века. Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества. Если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то с Эпохи Просвещения появились светские изображения с элементами сатиры. Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогард (1697 – 1764). Стремясь обличить пороки общества, Хогард создавал целые циклы картин и гравюр, объединённых общей историей.

Следующий этап в развитии комиксов пришелся на массовое распространение газет и журналов. Авторы не боялись экспериментов. Швейцарский карикатурист Родольф Тепфер, автор «Приключений Обадаий Олдбака» размещал текстовые подписи под рисунками.  Немецкий поэт – юморист Вильгельм Буш создал оказавшее огромное влияние на современников и потомков произведение «Макс и Мориц», в котором черно – белые иллюстрации сопровождались стихами, а американец Ричард Ф. Аутколт ввел в широкий обиход использование «облачков» для отображения слов и мыслей персонажей.

Первые комиксы были черно – белыми, а первый цветной газетный комикс появился в 1894 году в газете «Нью-Йорк Ворлд», его автором был Уолт Макдукал.

Далеко не всем авторам жанра было интересно выпускать истории, ограниченные Кодексом Комиксов, поэтому помимо обычных журналов выходило множество фэнзимов, любительских и неофициальных изданий, на страницах которых авторы могли не бояться цензуры и поднимать волнующие их социальные, политические и философские темы. В середине восьмидесятых годов индустрия комиксов пережила своеобразный Ренессанс – именно тогда появились авторы, которые заново определили границы жанра. С середины девяностых годов появился новый вид комиксов – вебкомиксы. Так стали называть стрипы, публикующиеся в Интернете, зачастую на специализированных ресурсах. Веб-комиксы завоевали популярность благодаря отсутствию привязки к бумаге, удобству и открывающимся возможностям наподобие бесконечного холста, на котором художник может развивать свою историю сколь угодно долго.

Колосова Т. М., библиотекарь читального зала