В читальном зале Центральной библиотеки к 140-летию Евгения Замятина оформлена книжная выставка «Е. Замятин: не только «Мы». На выставке представлены лучшие произведения, вошедшие в историю русской словесности, достаточно полно показывающие разные стороны его творческого дарования: роман «Мы», повесть «Бич божий», представляющая собой фрагмент неоконченной эпопеи, рассказы разных периодов, в том числе созданные писателем за рубежом, а также статьи и воспоминания. Среди них как опубликованные в последние годы у нас в стране, так и не переиздававшиеся с 1920-х годов («Лев», «Встреча», «Часы», «Блоха», и другие).

Евгений Замятин – отечественный литератор, творивший на стыке 19 и 20 веков. Признание на родине получил намного позже, чем стал знаменитым за границей.

Писатель Евгений Замятин прожил интересную творческую жизнь, полную великих достижений и неприятных провалов. Его путь пришелся на советские годы, когда талантливых людей часто не хотели замечать, а то и вовсе подвергали гонениям. Под жернова репрессий литератор не попал, но в полной мере ощутил на себе безразличие и цинизм системы, которая даже вынудила его на время покинуть родную страну.

Автор родился в Лебедяни Тамбовской губернии 20 января 1884 года. Отец мальчика был служителем храма, где учил прихожан Слову Божьему. Мама будущего писателя посвятила свою жизнь музыке.

В то время, как сверстники Жени осваивали азбуку, четырехлетний вундеркинд уже увлекался книгами Гоголя и другой серьезной литературой. В 1893-м маленького Замятина определили в местную гимназию, где он проучился три года. После семья по определенным причинам перебралась в Воронеж, где юноша продолжил получать начальное образование. В школьные годы Евгений проявлял интерес к гуманитарным наукам, а вот математика и химия его совсем не увлекали. Тем не менее, в 1902 году парень окончил гимназию с золотой медалью.

Получив аттестат, молодой человек направился в Санкт-Петербург, где стал студентом факультета кораблестроения в Политехническом институте. Здесь ему пришлось усиленно подтягивать знания в точных науках, ведь для выбранной специальности эти дисциплины были важны в первую очередь. В студенческие годы Замятин познакомился с молодыми коммунистами и в 1905-м примкнул к большевистской фракции РСДРП. Революционная деятельность навлекла на студента гнев со стороны властей, и однажды его даже арестовали. Избежать тюремного срока помогла мама, которая привлекла к спасению сына значимых людей.

Летом того же года Евгений был схвачен во время легендарного восстания на броненосце «Потемкин». Молодого революционера выслали из Петербурга обратно в Лебедянь. Спустя некоторое время Замятин наперекор предписанию вернулся в Северную столицу и доучился в университете. Став дипломированным морским инженером, выпускник устроился преподавателем на факультет кораблестроения в альма-матер.

Первые страницы творческой биографии Замятина датируются 1908 годом, когда на страницах журнала «Образование» вышел его дебютный рассказ «Один». Попутно автор сочинял еще одно произведение – «Девушка». Спокойно творить Евгению не дали: в 1911 году он попал в поле зрения властей, которые выяснили его нелегальный статус и отправили в ссылку в Лахту. Там родилась повесть под названием «Уездное», где писатель рассуждал о проблемах российской глубинки. Литературное сообщество приняло это произведение положительно.

Шел 1914 год – самый разгар Первой мировой. Молодой писатель закончил работу над повестью «На куличках», в которой без прикрас рассказал об ужасных условиях существования солдат в дальневосточных военных гарнизонах. Такая дерзость не осталась незамеченной, и власти привлекли Замятина к суду. Получив два года ссылки, Евгений Иванович отправился отбывать наказание в Кемь. После освобождения его, как специалиста по кораблестроению, направили в Англию проектировать российские ледоколы. Там автор руководил строительством и параллельно работал над книгой «Островитяне».

Вернувшись на родину осенью 1917-го и пережив революцию, писатель организовал кружок молодых литераторов «Серапионовы братья». Повесть «На куличках» была издана лишь через несколько лет после свержения монархического строя.

В начале 1920-х плодом творчества Замятина стало новое произведение – «Мы». Цензура, теперь уже советская, не желала пропускать роман, и его так и не опубликовали на родине автора. Плагиаторскими путями работа была издана в США и переведена на английский, французский, чешский языки. Заграничные книголюбы высоко оценили произведение, тогда как в Советском Союзе оно еще долго вызывало скепсис.

Травля нестандартно мыслящего писателя достигла апогея в 1929-м, и он решился написать письмо Иосифу Виссарионовичу Сталину. В послании писатель попросил вождя разрешить ему выезд из СССР. Получив наконец в 1932-м согласие, Замятин эмигрировал во Францию, где стал сотрудничать с ведущими парижскими изданиями. Евгений Иванович быстро обрел популярность как автор статей о русской прозе и современном авангарде. Став знаменитым во Франции, писатель так и не добился публикации работ у себя на родине.

В 1934-м эмигрант вновь стал членом Союза писателей СССР. В те годы основной повесткой участников Союза было продвижение идей коммунизма и борьба за мир во всем мире. Через год после вступления Замятин вошел в антифашистский Конгресс писателей и в составе советской делегации совершал заграничные поездки.

Евгений Иванович стал автором почти сорока фантастически-антиутопических рассказов, сюжетами для которых обычно становились случаи из жизни. Поклонники творчества писателя особенно выделяют произведение «Пещера», где описывается жуткие реалии времен каменного века.

Один из значимых фантастических рассказов Замятина – «Дракон», созданный в 1918 году. Отличительная черта работы – огромное количество метафор, из-за которых читатель не сразу понимал смысл произведения. Поначалу казалось, что книга написана для детей, но погружаясь в чтение, люди постигали истинную ее глубину. Речь шла о страшных годах Гражданской войны, которая развернулась в России в начале 20-го века.

С 1928 года писатель трудился над историческим произведением под названием «Скифы». Более десяти лет он посвятил этой работе, но так и не смог ее закончить.

Последней значимой работой автора стал роман «Бич Божий» о крахе Римской империи, бичом для которой стал гуннский предводитель Аттилу.

Во время пребывания во Франции Евгений Иванович наблюдал мощное развитие кинематографа. Решив попробовать свои силы в этом прекрасном искусстве, писатель в сотрудничестве с Жаком Компанезом написал сценарий к картине «На дне». Весной 1935-го Замятин предложил студии «Metro-Goldwyn-Mayer» четыре сценария к фильмам: «Большая любовь Гойи», «Плененный царь», «Пиковая дама» и «Бич Божий». К сожалению, американские кинематографисты не заинтересовались данным предложением, и автор был вынужден искать сотрудничество в других компаниях.

В последние годы писателя мучал неизвестный недуг, который в точности не смогли установить даже врачи. Евгений Иванович скончался 10 марта 1937 года, ему было всего 53 года. До последнего дня он говорил о безмерной тоске по родине. Советский литератор похоронен на одном из парижских кладбищ. Супруга Людмила пережила его почти на 30 лет и была захоронена здесь же, рядом с могилой мужа.

Колосова Т.М., библиотекарь читального зала