Нина Садур — автор таких пьес, как «Чудная баба», «Уличенная ласточка», «Ехай», «Панночка», «Лунные волки», «Брат Чичиков», «Памяти Печорина». Если кто не читал — срочно скачивать и читать! По сценариям Садур сняты фильмы «Мужчины и его женщины», «Я — это ты». Её произведения причислили к «новой волне» драматургии 80-х, но даже в этих рамках они занимают особое место.

Нина Николаевна Садур родилась в городе Новосибирске 15 сентября 1950 года. Ее отец — профессиональный поэт, мать — учительница русского языка и литературы. В 1983 году Нина окончила Литературный институт им. А. М. Горького. В начале своей творческой карьеры, когда ее пьесы уже вызывали интерес, Нине Садур, чтобы заработать на жизнь, пришлось устроиться в один из столичных театров мыть полы.

Из поколения дворников и сторожей Нина Садур резко шагнула в драматургию мирового уровня. За границей творчество Садур ценят и публикуют гораздо чаще, чем в России. Ее книги публикуются в Финляндии, Швеции, Англии, Германии, Словакии, даже в Японии. 

Нина Садур известна, прежде всего, как драматург. Когда в 1987 году вышел сборник ее пьес «Чудная баба», всем сразу стало ясно — появился новый, но совершенно зрелый художник. Нину Садур ни с кем не спутаешь, она плохо поддается классификациям и рубрикациям. Ее причислили к «новой волне» драматургии 80-х, и это верно в том смысле, что ее пьесы были среди театральных открытий той поры, но даже среди множества драматургических новинок, они поражали своим своеобразием.

Пьесы Садур ставят по всей стране. Привлекательны они не только необычным сюжетом. В первую очередь обаяние ее пьес и прозы в языке, абсолютно неестественном, но увлекательно-узнаваемом. Происхождение этого сказа конечно, в первую очередь новосибирская юность, в которой, кроме нечеловеческого города с огромными пустыми улицами, был еще друг и учитель — авангардный писатель Евгений Харитонов, учивший, надо полагать, тому, как важно нанизать слова в правильном ритме и как этими словами всю подноготную из души вытягивать. И навсегда научивший взгляду «споднизу». Ракурс и вызвал интонацию городского фольклора — смесь заговора с анекдотом, с надрывом, истерической красивостью и с живущими в нем деревенскими еще страшными сказками.

Критики отмечают, что герои Садур часто натыкаются на нечто такое, что заставляет их менять жизненные ориентиры, переоценивать казавшиеся незыблемыми жизненные ценности. Н. Пашкина пишет, что «при всей искренней любви автора к простым, обыкновенным персонажам, ее отличает острый непреходящий интерес к людям особенным, существующим как бы в иной реальности, в иных, чем все, параметрах жизни», при этом «люди обыкновенные не желают мириться со своей обыкновенностью, стремятся как бы выскочить из нее, взорвать однообразную повседневность. А люди неординарные, словно бы для иной, надбытовой жизни созданные, пытаются постигнуть прелесть обыденного человеческого существования, ощутить красоту земных радостей, поймать счастье простой естественной жизни».

Пьесы:

  • 1981 — «Чудная баба»
  • 1981 — «Уличенная ласточка»
  • 1982 — «Группа товарищей»
  • 1984 — «Ехай»
  • 1985 — «Панночка»
  • «Лунные волки»
  • «Брат Чичиков»
  • «Памяти Печорина»
  • «Нос»
  • 2012 — «Доктор сада»

Романы и Повести:

  • 1992 — «Юг»
  • 1993 — «Ветер окраин»
  • 1994 — «Чудесные знаки спасенья»
  • 1994 — «Сад»
  • 1995 — «Заикуша»
  • 1996 — «Девочка ночью»
  • 1997 — «Немец»

Сценарии к фильмам и сериалам:

  • «Мужчины его женщины»
  • «Я — это ты»
  • «Таксистка»
  • «Ростов-папа»

Экранизации:

В 1999 году вышел сериал «Ласточка» (режиссёр Кирилл Серебренников), в основу которого легла пьеса Нины Садур «Уличенная ласточка».

Колосова Т.М., библиотекарь читального зала