Виртуальная книжная выставка посвященная

Году наставника и педагога

«Ученики и учителя – это всегда целый роман. Пишется он долгие годы… и лишь в редких случаях развивается бесконфликтно. И ещё – это роман без конца! Ты давно окончил школу… А в твоей памяти она всё такая же… И твои учителя… их лица, улыбки, глаза… — всё живёт, пока живёшь ты…»                             (Зюзюкин И.И. «Из-за девчонки»)

2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога президентом Путиным ещё в 2021 году. По словам президента, «В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя 2023 год, год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, будет посвящен в нашей стране педагогам и наставникам, будет Год учителя, Год педагога».

Богат и многогранен мир школы, воссозданный в произведениях художественной литературы. В романах, повестях, рассказах школьной тематики предстает перед нами образ Учителя, Школы, Ученика, затрагиваются разнообразные педагогические вопросы. Рисуется пестрая школьная жизнь.  

 Прочтите книги о школе и учителях, и вас захватит атмосфера школы, ученичества и учительства.  

Все представленные здесь книги имеются в Центральной библиотеке. Ждем вас!

Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева : Роман и Рассказы / И. А. Бунин. — Москва : Сов.Россия, 1991. — 318 с.

Страницы «Жизни Арсеньева», в которых говорится о воздействии домашнего учителя на ум и сердце юного героя, предельно автобиографичны. Эти черты – острота взгляда на жизненные уродства и страстная тяга к прекрасному, гармоническому, – очень ярко
осуществились и в личности, и в творчестве самого Бунина.

Чехов, Антон Павлович. Человек в футляре / А. П. Чехов // Собр сочинений: в 2-х т. — Москва, 1999. — Т. 1. — с. 486 — 499.
Чехов, Антон Павлович. Учитель словестности / А. П. Чехов // Собр сочинений: в 2-х т. — Москва, 1999. — Т. 1. — с. 346 — 370.

Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» гимназический преподаватель греческого языка Беликов, которого автор рисует простым обывателем в «футляре» – образ комический, карикатурный.
Главный герой второго рассказа учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин. Главная мука Никитина – его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку. Что же дальше?

Быков, Василий Владимирович. Обелиск ; Сотников : повести / В. В. Быков ; Худож. Г. Поплавский ; Авт. предисл. И. Дедков. — Москва : Дет. лит., 1988. — 240 с. : ил. — (Библиотека юношества)

Повесть «Обелиск» рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он любил свою работу и учеников, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе.

Васильев, Борис Львович. Завтра была война : роман, повести / Б. Л. Васильев. — Москва : Аст Пресс, 1994. — 477 с.- (Новая русская классика).

В романе «Завтра была война» автор вводит читателя в мир своих воспоминаний о юности, знакомит со своими бывшими одноклассниками и учителями. Подлинным учителем, старшим другом, наставником на всю дальнейшую жизнь стал для учащихся 9 «б» класса директор школы и учитель географии Николай Григорьевич Ромахин. Он жил делами и заботами своих учеников. Ребят тянуло к директору, его уважали, хотя и побаивались.

Каверин, Вениамин Александрович. Два капитана : роман : в 2 кн. / В. А. Каверин. — Москва : Аст, 2002. — (Библиотека приключений)

С детских лет Саня Григорьев, главный герой романа Вениамина Александровича Каверина умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. В школе-коммуне влияние на становление характера Саньки оказывают учитель Кораблев, друзья, и, что очень важно, заведующий школы – Николай Антонович Татаринов, который стал причиной гибели экспедиции капитана Татаринова. Мечта разыскать следы экспедиции привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

Кучерская, Майя Александровна. Плач по уехавшей учительнице рисования : рассказы / М. А. Кучерская. — Москва : Аст: редакция Елены Шубиной, 2014. — 314 с. — (Проза Майи Кучеркской).
“Плач по уехавшей учительнице рисования” – это драматические истории о том, как побороть тьму внутри себя. Персонажи самого разного толка – студентка-эмигрантка, монах-расстрига, молодая мать, мальчик-сирота – застигнуты в момент жизненного перелома. Исход неизвестен, но это не лишает героев чувства юмора и надежды на то, что им всё же удастся пройти по воде, станцевать на крыше и вырастить дерево из музыки Баха.

Лиханов, Альберт Анатольевич. Благие намерения : повесть /А. Лиханов. // Лиханов, А. А. Высшая мера : повести и рассказы — Москва : Современник, 1985. — С. 126 — 262.

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно становится воспитательницей сирот-первоклассников, но оказывается педагогом по призванию.
А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».
Главная героиня привлекает, прежде всего, силой своего характера. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках.

Макаренко, Антон Семенович. Педагогическая поэма/ А. С. Макаренко //
Собрание сочинений : в 4 т. / А. С. Макаренко. — Москва, 1987. — Т. 1. — С. 149 — 571. — (Библиотека «Огонек». Отечественная классика).

В романе-поэме Антона Семеновича Макаренко, педагога и писателя, раскрывается история рождения и развития колонии им. М. Горького (1920-1928 гг.) для несовершеннолетних правонарушителей. Воспитание в коллективе и коллективом в процессе учебы и производительной трудовой деятельности – вот основной лейтмотив книги. В «новых формах дружбы и дисциплины» рождалась и новая педагогика.
«В сентябре 1920 года заведующий губнаробразом вызвал меня к себе и сказал: «Вот что, брат…». С этого начинается «Педагогическая поэма». Школьному учителю предложили возглавить колонию для несовершеннолетних правонарушителей. Он согласился. Так
началась история детской колонии имени Горького. Макаренко строит свою книгу как спокойный, чуть ироничный рассказ, спрятав секрет своей воспитательной системы «между строк».

Набоков В. В. Собрание сочинений американского периода : в 5 т. / В. В. Набоков. — Санкт-Петербург : Симпозиум. — Текст : непосредственный.
Т. 3 : Пнин : рассказы. Бледное племя. — 1999. — 701 с.

«Пнин», четвертый англоязычный роман Владимира Набокова, посвящен жизненным перипетиям одного из самых беззащитных и трогательных персонажей в литературе XX века. Настоящий русский интеллигент, прекрасный ученый, но человек чудаковатый и незадачливый, Тимофей Пнин, покинувший Россию после революции 1917 года, преподает русскую словесность в американском университете, где становится случайной жертвой интриг и черствости коллег. Удастся ли ему на этот раз ускользнуть от своего хитроумного создателя, уготовившего ему участь страдальца, вынужденного раз за разом сносить удары судьбы?

Неволина, Екатерина. Начало : роман / Е. А. Неволина . — Москва : Эксмо, 2013. — 384 с. — (Закрытая школа).

В элитной школе-пансионе “ЛОГОС” при загадочных обстоятельствах пропадает учитель истории. Шестеро его учеников начинают свое расследование, не подозревая, какие страшные тайны хранят стены “ЛОГОСа”. Пытаясь докопаться до истины, ребята очень скоро поймут, что ценой правды порой может стать их собственная жизнь.

Распутин, Валентин Григорьевич. Уроки французского : Повести и рассказы / В. Г. Распутин. — Москва : Художественная литература, 1987. — 479 с. (Библиотека юношества)

Рассказ «Уроки французского» давно стал классикой. Это одно из лучших произведений писателя о детстве, о трудных взаимоотношениях подростков и учителей, о мужестве, о доброте, о становлении характера. Рассказ современен, он вызывает бурные споры и сегодня. Права или нет молоденькая учительница Лидия Михайловна? Педагогичен или нет её поступок? Поступок или Проступок? Читатели могут спорить, обсуждать и осуждать, но автор уверен в одном: истинное добро бескорыстно, на пути к добру человек часто делает ошибки и платит за них, но в добре смысл жизни. Идея рассказа заключается в словах Распутина: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, — это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». Эти слова напрямую относятся к рассказу «Уроки французского».

Апдайк, Джон. Кентавр : роман / Д. Апдайк ; [перевод с английского В. Хинкиса]. Герцог : роман / С. Беллоу ; [перевод с английского В. А. Харитонова ; вступительная статья Т. Д. Венедиктовой]. — Москва : Пушкинская библиотека : АСТ, 2003. — 653, [2] с. — (Золотой фонд мировой классики).

Апдайк — это мастер метафор, поэтому его произведения сложно читать, но роман «Кентавр» получил множество премий. Это лучшее произведение Апдайка, которое изучают в вузах по литературе. В чем особенность произведения? В том, что каждый главный персонаж в нем — это аллюзия к древнегреческому богу, герою или иному персонажу. Это произведение заставляет думать, рассуждать, пытаться найти разумное зерно. У персонажей книги можно найти прототипы из числа обитателей Олимпа. В главном герое, школьном учителе естествознания Джордже Колдуэлле угадывается кентавр Хирон, сын Кроноса, изначально наделенный бессмертием, а в его сыне Питере — Прометей, которому, согласно преданию, Хирон отдает свое бессмертие. И, возможно, сам Апдайк, подросток из тех же мест и тех же времен.

Гессе, Герман Игра в бисер : роман / Г. Гессе // Собрание сочинений : в 4 т. — Санкт-Петербург, 1994 -Т. 4. — С. 41 — 409.

В романе «Игра в бисер» Генриха Гессе, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1946 г., прекрасно передана та духовная связь учителя с учеником, без которой не может по-настоящему совершиться обучение и воспитание одного поколения другим. Чем больше человек познавал окружающий его мир, тем больше появлялось мастеров- учителей, способных передать свои знания и опыт ученикам.

Бронте, Шарлотта. Джейн Эйр : роман / пер. с англ. В. Станевич. — Красноярск : Гротеск, 1991. — 494 с.

Для весьма строгого 19 века роман «Джейн Эйр» был неимоверно смелым, тем более, что автором стала женщина. Без пафоса, точно и правдиво Шарлотта Бронте написала историю жизни одной девушки. Во многом автобиографичный роман наделал много шума в чопорной Англии, а сегодня произведение находится в топе самых читаемых и не перестает потрясать своим сюжетом, судьбами героев и моралями.
Период обучения главной героини в Ловудской школе можно обозначить как углубление социального конфликта, вследствие которого происходит окончательное становлении личности и формирование системы ценностей. Ш. Бронте показывает на примере главной героини, как в любой жизненной ситуации личность и ее сила воли играют важнейшую роль и даже в таких нелёгких обстоятельствах важно сохранить личное достоинство.

Диккенс, Чарлз. Собрание сочинений : в 20-ти т. / Ч. Диккенс. — Москва : Терра-Книжный клуб, 1999.
Т. 3 : Жизнь и приключения Николоса Никльби : роман, гл. 1-30 / пер. А. Кривцовой. — 1999. — 432 с.

Частные школы долгое время являлись знаменательным примером того, сколь чудовищно пренебрегают в Англии воспитанием и как небрежно относится к воспитанию государство. Цель автора романа – Чарльза Диккенса, английского писателя-гуманиста, – привлечь внимание общества к системе воспитания через раскрытие отношений между учителями и учениками йоркширской школы мистера Сквирса.

Дюма, Александр. Учитель фехтования / А. Дюма ; Герои Малахова кургана / Буссенар Луи. Михаил Строгов / Жюль Верн : исторические романы — Москва : Русская книга, 1994. — 478 с. — (За счастьем, золотом и славой)

Роман «Учитель фехтования» — яркий образец ранней прозы классика французской приключенческой литературы Александра Дюма. Главный герой, французский учитель фехтования, приезжает в Россию, чтобы обучить своему мастерству. Поездка приходится на переломный момент в жизни страны — конец царствования Александра I, восшествие на престол Николая I и восстание декабристов.

Кауфман, Бел. Вверх по лестнице, ведущей вниз : роман / Б. Кауфман; пер с англ. Ю. И. Жуковой. — 2-е изд. — Москва : Альбус корвус, 2016. — 352 с.

Роман о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы. Эта книга о том, как тяжело подчас понять друг друга учителю и ученику, особенно в массовой школе, об уроках доброты, которые никогда не проходят даром. Дети практически всегда искренни с настоящим учителем.
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» – это роман об учителе и о главной его награде: любви учеников.

Квик, Мэтью. Мой парень-псих : роман / М. Квик. — Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2014. — 314, [1] с.

Когда ты отброшен на обочину жизни, когда от былого счастья и благополучия не осталось даже пепла, ты или отдаешься медленной гибели, или вступаешь в отчаянную борьбу с судьбой, жадно высматривая среди туч серебристый, для тебя одного предназначенный лучик надежды. Пэт Пиплз — школьный учитель истории, любящий супруг, страстный футбольный болельщик… Но все это в прошлом. У него гигантская дыра в памяти, и он совершенно не понимает, как, когда и за какие прегрешения был лишен всего, чем жил и дорожил. Сейчас он — человек без настоящего. А если не совершит — вопреки любым трудностям — те поступки, что ждут от него Небеса, то останется и без будущего.

Перес-Реверте, Артуро. Учитель фехтования : роман / А. Перес-Реверте. — Москва : Иностранка, 2003. — 344 с. — (Лекарство от скуки).

1868 год. Мадрид кипит в водовороте политических страстей и тайных заговоров, под натиском революции вот-вот рухнет испанская монархия. Однако шум эпохи не в силах поколебать душевного спокойствия дона Хайме, погруженного в воспоминания прошлых лет. Его молодость осталась позади, а вместе с ней и сладкая горечь любви, и боль разочарования, но он по-прежнему лучший фехтовальщик во всем Мадриде. И по-прежнему кодекс чести истинного кабальеро для него не пустой звук. Все меняется, когда в жизни дона Хайме появляется загадочная ученица, которая желает постичь секреты его смертельно опасного искусства…

Библиограф ЦБ Круглякова И. В.